Дать единственно верное определение социального предпринимательства так же просто, как ответить на вопрос: “Что такое любовь?”, “В чем смысл жизни?” и “Как изучить C ++ за месяц?». Определений почти столько же, сколько социальных проблем: голод, бедность, насилие, неграмотность, экологическая катастрофа и многое другое.

Социальный – не значит бесплатный

Определение “социальный” ставит пользу всего общества выше пользы отдельной личности. Но это не значит, что все, всегда и для всех бесплатно. “Предпринимательство” хочет заработать денег. При сочетании одного с другим появляется сила, которая меняет мир. Правительство и корпорации не решают большую часть социальных проблем, и вот на ринг под общественные аплодисменты выходит социальное предпринимательство.

Социальные предприниматели решают определенную проблему. Для этого используют всю прибыль или ее процент. Бизнесмены часто гонятся исключительно за прибылью, а в правительстве – множество собственных проблем, в частности коррупционных. Соцпредпринимательство принимает лучшие черты от госсектора и бизнеса и обеспечивает развитие общества. Проблема решается альтернативно – не только за счет правительства или коммерческого сектора.

Что делают социальные предприниматели

Социальные предприниматели отличаются от любого другого предпринимателя или чиновника желанием изменить мир и ценностями, которые стоят за этим желанием. Цель бизнесмена – прибыль, чиновника – репутация, а в социального предпринимателя личные и глубокие цели. Они держатся на морали, неравнодушия к проблеме и желании изменить мир к лучшему.

Люди с искрой в глазах объединяют других вокруг актуальной проблемы, решают ее и демонстрируют результаты обществу. Часто используют концепцию coopetition, что даже по звучанию – нечто среднее между кооперацией и конкуренцией. В условиях рыночной экономики приходится бороться. Но лучше – сотрудничать с другими компаниями, чтобы проекты были эффективными.

В качестве примера, компания TENTREE из Ванкувера, основанная пятью ребятами в 2012 году. Она ставит перед собой цель – стать самым экологичным и прогрессивным брендом на планете в швейной промышленности. Не только снизить плохое влияние на экологию, но и использовать промышленность для перемен в мире.

  • За продажу каждой единицы товара высаживают 10 деревьев.
  • В продукции используют исключительно эко-материалы: кокосовые пуговицы, конопляные волокна, органический хлопок, переработанный полиэстер.
  • На момент публикации ребята высадили более 25 000 000 деревьев.
  • К 2030 году планируется достичь отметки в 1 млрд.

Как это работает в Украине

В Украине нас тоже есть социальные предприниматели. Ресторан Urban Space 500 (старший брат Urban Space 100 из Ивано-Франковска). Основная цель – не получение прибыли, а развитие города. Инициативная молодежь Киева (500 вкладчиков) вложили по 1 000 долларов и открыли кафе-пространство: 80% чистой прибыли отдают на проекты по развитию города, а 20% – управляющей компании.

В стране до сих пор не существует соцпредпринимательства в правовом поле, как формы организации бизнеса. Было несколько попыток рассмотрения законопроекта “О социальных предприятиях”, но правительство так и не приняло его. Приходится использовать другие формы, например, благотворительный фонд.

Почему для Beetroot Academy влияние на общество важнее прибыли

Мы тоже работаем по принципу социального предпринимательства. Выросли из ІТ-компании Beetroot и стали самостоятельным образовательным проектом. Идеей создания академии было желание помочь и повлиять на общество как ІТ-компания.

В этой сфере совсем другие возможности. Мы хотим привлечь девушек в стереотипно мужскую сферу и культивировать эту профессию в регионах. Мы обучаем воинов АТО и людей с инвалидностью, открываем школы в городах, где ІТ-сфера не развита. Хотим изменить Украину, выращивая новый средний класс и предоставлять возможности обучения и работы в ІТ в небольших городах. Наша академия использует гранты для развития в новых городах, но операционные расходы (учителя, аренда помещений) покрываются студентами.

Социальные проблемы трудно решить с помощью одноразовых акций. Можно накормить бездомного человека, научить девочку из поселка 3D-дизайна, забрать собаку с улицы домой. Это хорошие поступки, но глобальная проблема остается. Нужно изменить систему, которая допускает социальные проблемы. Изменения и является объектом социального предпринимательства.